Крымскотатарский художник лепит новый путь из глины в Украине военного времени
С помощью своей керамики, крымскотатарская художница Эльвира Демерджи находит моменты спокойствия и ощущения дома на фоне продолжающейся войны в Украине.
С момента полномасштабного вторжения России в 2022 году Украина подвергается безжалостным воздушным налетам и ударам беспилотников, нарушающим повседневную жизнь и угрожающим безопасности.
В преддверии Международного дня миграции, который отмечается 18 декабря, Эльвира рассказывает, как искусство и тихая сила творчества помогли ей пережить три бурных года.
В то время как Киев страдает от последствий войны, в выставочном зале крымскотатарского керамиста Эльвиры Демерджи ее керамика является хрупким убежищем и напоминанием о доме.
Содержание
ToggleКрымские корни
История Эльвиры началась задолго до того, как она вылепила свой первый кусок глины. Ее беременная мать вернулась из Узбекистана в Крым в 1989 году, когда крымские татары вернулись домой после десятилетий изгнания.
Ее бабушка, депортированная в возрасте девяти лет в 1944 году, была единственной оставшейся в живых из ее семьи.

Прадед Эльвиры, сражавшийся в то время с нацистской Германией, позже был сослан и воссоединился с ней много лет спустя.
Семья восстановила свою жизнь в Крыму, где выросла Эльвира, и могла свободно бродить по южному побережью, откуда они когда-то были оторваны.
Прежде чем заняться керамикой, Эльвира двенадцать лет проработала профессиональной танцовщицей и художником-постановщиком.
аннексия Крыма Россией
После аннексии Крыма Россией в 2014 году она потеряла свой дом, и вытеснение подтолкнуло ее к новым формам самовыражения. Стремясь к чему-то более стабильному, она записалась в частную студию керамики в Киеве и решила научиться всему, чему только могла, в том числе и тому, как вести бизнес.
Глина стала одновременно и ремеслом, и формой самопознания. “Когда я была вынужденной переселенкой после аннексии, я начала изучать крымскотатарские земли и поняла, как мало мы на самом деле знаем о местах, откуда мы родом”.
Каждая работа Эльвиры посвящена местам, которые она хранит в себе, отражая пейзажи и воспоминания ее детства и идентичность.Ее студия “Aqyar Ceramics” носит крымскотатарское название ее родного Севастополя. В то время как традиционная крымскотатарская керамика известна своими яркими цветочными орнаментами, Эльвира выбрала современный минималистский подход. Она работает в основном с каменной глиной.

В период с 2022 по 2025 год МОМ помогла более чем 1800 украинским микро- и малым предприятиям удержаться на плаву в условиях экономического кризиса военного времени.Восстановление ее бизнеса — лишь одна из составляющих жизни Эльвиры. Она также воспитывает своего шестилетнего сына, надеясь передать ему свое крымскотатарское наследие, когда он будет готов.
“Он знает, откуда он родом, но я хочу защитить его еще немного”, — сказала она.


