Как «зумер» стал словом года
Интересно

Как «зумер» стал словом года

Отечественные лингвисты подвели итоги уходящего года. По версии авторитетного портала «Грамота.ру», словом года признан «зумер».

Как «зумер» стал словом года

Этот термин означает представителя поколения Z, то есть молодых людей, родившихся в конце 1990-х — начале 2000-х годов, выросших в эпоху интернета и расцвета цифровых технологий. За что ж им такая честь и как нам это все понимать?

Традиция выбирать слово года зародилась в Германии в конце прошлого века. С тех пор ее охотно подхватили лингвисты многих стран, в том числе и России. Зачем это надо, спросите вы, и как то или иное слово становится знаменем уходящего года?

Как считают специалисты, очередное модное словечко в национальном словаре — это реакция языковой среды на социальные вызовы. Относиться к такому «рейтингу слов» можно по-разному, а вот игнорировать не получится: тенденция, однако!

Критериями выбора слова-победителя стали его социальная актуальность и динамика использования в СМИ, то есть медийная активность. Выбирают это особое слово экспертные комиссии в составе авторитетных специалистов в области языкознания. Тут проводится полноценное научное исследование. Вкратце это выглядит так: на портале «Грамота.ру» эксперты отбирают слова, которых пока нет в словарях. При этом они постоянно используются в публичном пространстве и в общении. Скажем честно: лидируют в основном слова иностранные, как правило, английские. А куда деваться, если это язык международного общения.

Далее исключают слова-однодневки, которые не прижились. И лишь потом филологи голосуют за сухой остаток. В этот раз в голосовании приняли участие 469 экспертов (опытных преподавателей, известных ученых, молодых специалистов из 23 организаций России). Почему победили зумеры? Частота запросов в интернет-поисковиках, связанных с поколением Z, возросла с 65 тысяч в ноябре 2023 года, когда проводился первый замер, до 400 тысяч в ноябре 2025-го. Вот чем народ-то, оказывается, интересуется.

Поколение Z — это молодежь, которая в массе своей выходит на рынок труда. Студенты и выпускники вузов, начинающие активно и напористо влиять на современный социум, на культуру и технический прогресс. Именно с ними и сталкивается все чаще старшее поколение и не узнает в них себя вчерашних. Вопросов к зумерам все больше. Вот почему эта прослойка стала лидером рейтинга — «зумер» набрал 42 процента голосов.

На второе место вышло слово «выгорание». Оно трактуется как «состояние полного отсутствия энергии, эмоционального, физического и психического истощения, вызванное длительным чрезмерным стрессом». За него проголосовали 38 процентов экспертов. Тоже не с бухты-барахты. В 2025 году с этой проблемой чаще всего сталкивались российские психологи. Откуда этот рост тревожности и усталости от негативной информации, надеюсь, объяснять не нужно. Проблема выгорания не сходила с повестки весь год. Она стала предметом научных исследований и разговоров на бытовом уровне.

А на бронзовой ступеньке условного пьедестала — слово «ред-флаг». Это некий тревожный сигнал, предупреждающий о проблемах в отношениях или в поведении. Ред-флаг уступил выгоранию лишь 1 процент.

Хотим мы того или нет, но с каждым годом наш лексикон становится все более мрачным. Например, словом 2024 года был «вайб», что означает общую атмосферу, настроение. И настроение это явно не подавленное, согласитесь.

Сразу за ним по популярности шел «скуф». Это такой неопрятный субъект с пивным брюшком в возрасте 35 плюс без перспектив карьерного роста. Иронично. Особенно если помнить, что образ навеян блогером с соответствующим имиджем и той же «погремухой».

Ну а что же сами носители английского языка? Какие у них-то тренды, социальные вызовы и слова-победители? Это не секрет. В англоязычном сегменте интернета, по версии Оксфордского словаря, в этом году лидирует словосочетание rage bait («рейджбейт»). Так определяется провокационный онлайн-контент, нацеленный на вызов ярости у читателей и зрителей. Сильные эмоции способствуют раскрутке источника — это же азбука пиара! По подсчетам зарубежных ученых, употребление этого термина за последний год увеличилось в три раза.

Не удивлюсь, если такой контент был во многом направлен на разжигание у англоязычных пользователей русофобии.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.